Стиль руководства хозяйственных руководителей

Если методы управления являются общими для всех руководителей, то индивидуальность руководителя, его личные качества проявляются в стиле руководства.

Стиль руководства – это набор методов управления и приемов, которыми пользуется руководитель, воздействуя на подчиненных для достижения поставленной цели.

В практике встречаются три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический (коллегиальный) и либеральный (доверяющий, формальный).

Характеристика стилей руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Чрезмерная централизация власти,

несоблюдение принципа

демократического централизма,

администрирование, недооценка

экономических и

социально-психологических методов

управления, слабое использование

специалистов в процессе разработки

управленческих решений, нетерпимое

отношение к критике своих действий и

резкая критика подчиненных. Часто

допускаются ошибки в решениях. Гасится

инициатива и творчество.

Основная форма мотивации – наказание. Психологический климат

неблагоприятный.

Развитие демократических основ в

управлении. Правильное сочетание

методов управления. Руководитель

информирует подчиненных о положении

дел в коллективе, советуется с ними,

ставит вопрос на обсуждение коллектива,

прислушивается к его мнению, стремится

к общению с подчиненными, правильно

реагирует на критику. В стимулирующих

мерах преобладает поощрение, а

наказание используется лишь в

исключительных случаях. Обстановка

развивает инициативу, творчество,

коллективизм, чуткость и внимание

Проводится тактика невмешательства

в дела подчиненных. Либеральное

отношение к нарушениям дисциплины,

панибратство с подчиненными.

Руководитель проявляет слабую

активность. Подчиненные сами

принимают решения и ищут пути их

реализации, что может привести к

отсутствию системы в работе, а

также не согласованности в действиях

подчиненных. Обстановка порождает безответственность, дезорганизацию и

приводит к нарушениям дисциплины.

Делай по-моему

Делай как договорились

Делай как знаешь

В конкретных условиях, в зависимости от сложившейся обстановки, могут применяться все три стиля руководства в сочетании. На практике необходимо использовать положительные элементы каждого из названных стилей. Так, принимая сложные решения по стратегическим вопросам, затрагивающим интересы всего коллектива, руководитель должен обеспечить всестороннее обсуждение возможных вариантов решения, терпеливо убеждать несогласных с принимаемым решением, учитывать мнение большинства при корректировке решения. Это соответствует демократическому стилю управления. Решая оперативные вопросы, можно проявить авторитаризм, особенно если дело касается экстремальной ситуации, нарушений трудовой дисциплины или некачественного выполнения работ. В работе со специалистами и руководителями подразделений чаще следует ограничиваться общей постановкой задачи, предоставляя им свободу действий, то есть проявлять больше доверия. Это же относиться к руководству творческими коллективами.

Преимущественное использование того или иного стиля руководства зависит от личности руководителя, характеров подчиненных, а также от внешних факторов, не зависящих от руководителя и подчиненных. К личностным факторам относят: темперамент, профессиональную подготовку и опыт, стремление к независимости, доверие друг к другу, готовность воспринять цели коллектива и т.д. Внешние факторы – это направление деятельности, структура организации, особенности и традиции коллектива, сложность поставленной задачи и время, которое отводится для решения: чем его меньше, тем больше предпосылок проявить авторитаризм.

Руководитель должен постоянно совершенствовать свой стиль работы, отдавая предпочтение демократическим началам в общении и управлении, поощрять стремление подчиненных к самостоятельной работе, к нетрадиционным формам и методам работы, создавать условия, в которых могут развиваться индивидуальные способности людей. Успех коллектива во многом зависит от гибкости руководителя и умения его ориентироваться в обстановке, от искренности в отношениях с подчиненными. Руководитель обязан брать на себя ответственность за последствия коллективных решений и принимать единоличные решения, если того требуют обстоятельства.

Стиль управления формируется от способностей руководителя или специалиста овладеть всеми элементами искусства, культуры управления, знанием основ служебного этикета.

Сделать бесплатный сайт с uCoz