Понятие, значение и классификация функций управления. Функции управления – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект для достижения поставленной цели. Функции управления подразделяются на два вида: общие и конкретные. Под общими понимают те функции, которые выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач. К общим функциям относятся: планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, учет и анализ. Процесс управления начинается с постановки цели (планирования) и заканчивается учетом, контролем и анализом, после чего управленческий цикл повторяется. Общие функции взаимосвязаны между собой. Так, планирование организуется, контролируется, координируется, стимулируется и анализируется. Хорошо организованный контроль без регулирования деятельности теряет свой смысл. Научно разработанный план при плохой организации дела не приведет к намеченному результату и т.д. Поэтому, управление тогда достигает высшей эффективности, когда всем основным функциям уделяется необходимое внимание и каждая реализуется в соответствии с ее местом и содержанием. Планирование как функция управления заключается в определении целей управляемого объекта и разработке программы его действий в виде прогнозирования, перспективных, текущих и оперативных планов, где определяются пути и средства для достижения поставленных целей. Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем формирования управляющей и управляемой подсистем, а так же налаживание связей и отношений между ними. Организация включает в себя многие виды управленческих работ, например, образование производственных подразделений, обеспечение взаимодействий внутри них и между ними, разработка и утверждение различного рода нормативных документов и должностных инструкций, схем и структур управления. Необходимость координирования или регулирования вызвана внешними и внутренними воздействиями на производственную систему. Например, непредвиденные обстоятельства: изменение погодных условий, забастовка работников и др., могут заставить организацию отклониться от поставленной цели. Основная задача функции “регулирование” заключается в обеспечении устойчивости системы при выполнении поставленных задач. Стимулирование (мотивация) заключается в побуждении коллективов людей к повышению эффективности их деятельности. Функция контроля состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке ходя производственного процесса. Для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований. Обнаружив недостатки, планируются мероприятия по их устранению, т.е. начинается следующий цикл управления. Таким образом, общие функции в единстве обеспечивают целостность процесса управления. Поскольку управление подчиняется законам разделения труда, неизбежно возникает специализация при выполнении функций. Конкретные функции отражают специализацию деятельности (для их выполнения в органах управления формируются соответствующие подразделения). Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются: · оперативное планирование и управление производством · управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства · управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания · прогнозирование и технико-экономическое планирование · управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива · управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг) · управление капитальным строительством и реконструкцией · управление финансовыми ресурсами и учет · управление хозяйственным обслуживанием · Для осуществления непрерывности производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями. Таким образом, весь комплекс функций управления с/х предприятия можно разделить на функции: общего (линейного) руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал разделяется на три категории: 1. линейный персонал (руководители), к которым относятся работники аппарата управления, наделенные правом принятия решений и руководящие коллективами – это руководитель предприятия, его заместители, управляющие отделениями (начальники производств. Участков), бригадиры (зав. Фермами, зав. Ремонтной мастерской и т.д.). 2. функциональный персонал (специалисты) – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности. К специалистам относятся агрономы, зоотехники, экономисты, инженеры и т.д. 3. вспомогательно-технические работники (обслуживающий персонал) – обеспечивают первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создают условия для реализации основных функций управления (учетчики, агенты – экспедиторы, кладовщики, кассиры, секретари, машинистки и т.д.). Для выполнения общих функций создается аппарат управления – система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления предприятием. Для выполнения той или иной конкретной функции создаются структурные подразделения (службы, отделы, сектора).
|