Основные типы структур управления.
Структуры управления различаются:
I) в зависимости от числа ступеней (как правило, двух-, трех- и четырехступенчатые)- количественная характеристика.
II) Для характеристики с качественной стороны структуры управления классифицируют в зависимости от 1) характера связей (линейные, функциональные, комбинированные), 2) особенностей построения и принципов управления (отделенческая, цеховая и т.д.).
I) В небольших и средних по размеру хозяйствах управление целесообразно строить по двухступенчатой схеме, при которой бригадиры подчиняются непосредственно руководителю хозяйства. Это обеспечивает повышение оперативности, качества и экономичности управления.
Схема двухступенчатой структуры управления
В крупных предприятиях управление строится по трехступенчатой схеме: руководитель хозяйства – управляющий отделения (начальник цеха, производственного участка) – бригадир, то есть руководство первичным производственным подразделениями осуществляется через промежуточные звенья – управляющих, начальников цехов и производственных участков. Построение такой структуры целесообразно в крупных предприятиях в основном из-за низкого уровня специализации и концентрации производственных подразделений, большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохих дорожных условий.
Схема трехступенчатой структуры управления
Четырехступенчатая структура в основном имеет место в агропромышленных объединениях, где с/х предприятия и заводы по переработке с/х продукции подчиняются по определенным вопросам директору объединения и его заместителям, которые выступают как высшее звено управления.
II) Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться либо на линейной, либо на функциональной основе, либо на их комбинации (КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ СВЯЗЕЙ) .
1) Сущность линейной структуры состоит в том, что каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства, а у подчиненного есть только один руководитель, распоряжения которого обязательны к исполнению. Схема управления выглядит следующим образом: директор – управляющий – бригадир.
При этой системе управления обеспечивается принципы единоначалия. Единство руководства исключает дублирование функций, противоречивость и несогласованность в распорядительстве. Повышается ответственность за принимаемые решения. Но, руководитель не может обладать глубокими специализированными знаниями применительно к каждой отрасли и сфере производства, это и обусловило переход от простой линейной структуры управления к функциональной. (Линейная структура управления используется мелкими предприятиями осуществляющими несложное производство.)
2) Сущность функциональной структуры управления состоит в том, что функции управления выполняют несколько руководителей, каждый из которых осуществляет руководство какой-либо областью работы (планирование, ветеринарное обслуживание и т. п.), а исполнитель по отдельным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям. Функциональная организация управления создает предпосылки для компетентного решения конкретных задач. В то же время при такой структуре не соблюдается принцип единоначалия, что может приводить к дублированию и противоречивости команд, создавать условия для уклонения от выполнения работ и непропорциональной загруженности подразделений.
3) Линейно-функциональная структура соединяет преимущества линейного и функционального управления. Сущность комбинации линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, т.е. по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю (бригадир – управляющему, управляющий - директору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими и т.п.). При этом право окончательного решения сохраняется за общим руководством.
По сравнению с функциональной в линейно-функциональной структуре сильнее действует принцип единоначалия, устраняются условия для противоречивости распоряжений, выше уровень компетентности при решении конкретных задач и ответственности линейных и функциональных руководителей за результаты своего труда и труда подчиненных.
Сочетание линейного и функционального построения структуры увеличивает оперативность принятия решений и позволяет наладить эффективный контроль за их выполнением. Вместе с тем жесткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность каждого элемента структуры управления в выполнении в первую очередь только «своей» функции. Поэтому при решении нестандартных, сложных задач возникает необходимость в частых согласованиях вариантов решений. Это увеличивает загруженность линейных руководителей, часто не обеспечивается своевременность решения проблем, т.е. отсутствует необходимая гибкость и маневренность.
3) Дивизиональная структура управления – аналогична линейно-функциональной, но работа подразделений ориентированна не на выполнение конкретных функций, а на определенный сегмент рынка или производство и реализацию определенного продукта. Данная структура характерна для крупных предприятий с широким товарным ассортиментом и быстроменяющимися потребительскими и технологическими потребностями. При двизиональной структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта (либо продуктов на сегменте рынка) передается одному руководителю, который несет полную ответственность за данный участок. Структура способна быстрее, чем линейно-функциональная реагировать на изменение условий конкуренции, спроса, технологии. Недостатком является дублирование функций, т.к. в каждом подразделении есть свои функциональные специалисты.
4) Адаптивные структуры – наиболее гибкие структуры способные быстрее реагировать на изменение внешней среды. Бывают нескольких типов: проектная, матричная, конгломератная.
- Проектная – создаются временные структуры для решения конкретных задач. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления проекта. Назначается руководитель проекта, который полностью отвечает за сроки и качество его выполнения, а руководители функциональных подразделений – за решение возложенных на них вопросов. Когда проект завершен, специалисты возвращаются в состав своих подразделений. Такая структура управления повышает ответственность за выполнение проекта в целом, здесь более эффективно используются специалисты, но структура слишком сложна, а из-за наложения вертикальных и горизонтальных связей подрывается принцип единоначалия, что приводит к конфликтам.
- Матричная структура – комбинация проектной и линейно-функциональной структуры. Блок-схема матричной структуры напоминает решетку. Члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта так и руководителю функциональных отделов, где они работают постоянно. Выбор степени полномочий определяется высшим руководством. Руководитель проекта может обладать как всеобъемлющей линейной властью над всеми деталями проекта, так и может быть набелен лишь штабными полномочиями. При появления новых проектов, сотрудников функциональных отделов можно гибко перераспределить по мере возникающих потребностей проекта. Достоинство структуры: активизация деятельности руководителей и работников за счет формирования программных подразделений, более полное использование ресурсов, возможность быстрой модификации в соответствии с изменяющимися условиями. Недостаток: сложность связей, двойственность подчинения.
- конгломератная структура – в зависимости от конкретной ситуации в предприятии применяются различные комбинации вышеперечисленных структур.
В нашей стране наиболее широкое применение нашла линейно-функциональная структура управления, именно она составляет основу построения аппарата управления на всех уровнях агропромышленного производства. Развиваются дивизиональные и адаптивные структуры.
Следующая классификация отражает особенности построения и принципы УПРАВЛЕНИЯ производствОМ.
1) Отделенческая структура - в основе лежит производственно-территориальный принцип организации и управления производством. Отделенческая структура управления типична для крупных или средних по размеру многоотраслевых хозяйств, производственные подразделения в которых рассредоточены на значительной территории в них производится продукция и растениеводства и животноводства. Для этой структуры характерно создание на общехозяйственном уровне сети функциональных служб (агрономическая, зоотехническая и т. д.), работники этих служб реализуют свои рекомендации, указания через управляющих и специалистов отделений. Такая организация управления позволяет полнее использовать материально - технические и трудовые ресурсы, но она громоздка, норму управляемости здесь превышены, двойственность подчинения управляющих нарушает принцип единоначалия.
2) Цеховая или отраслевая структура – доминирует принцип специализации. Одинаковые по специализации подразделения не зависимо от территориального расположения объединяются в цех. Цеха могут быть узкоспециализированными – цех овощеводства, цех садоводства и т. д. – что возможно при крупных размерах и высокой концентрации подотраслей. Если же подотрасли невелики, то организуется просто цех растениеводства и цех животноводства. При этом главные специалисты становятся их руководителями и выполняют как общие, так и технологические функции.
Отраслевая структура управления характеризуется простой структурой управления, высокой оперативностью, отсутствием дублирования в работе. В то же время имеют место недостаточный уровень межотраслевых связей, излишняя централизация управления, недоиспользование рабочей силы.
3) Наиболее простой является бригадная структура. Она применяется в небольших и средних по размеру хозяйствах. Данная структура может быть построена как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых.
4) Комбинированная структура – управление строится на комбинации предыдущих структур.
Каждая из перечисленных структур управления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому решение о том, какай должна быть структура управления в конкретном хозяйстве, может быть принято только на основе глубокого анализа факторов производства и управления. Рациональной считается та структура которая обеспечивает «идеальные» условия для использования всех видов ресурсов данного предприятия и обеспечивает максимальный экономический эффект.