Органы управления АПК на разных уровнях
Система управления агропромышленным производством построена по территориально – производственному принципу и имеет следующие уровни:
-федеральный, где органом исполнительной власти является Министерство сельского хозяйства РФ (МСХ)
-уровень субъектов федерации с соответствующим региональным управлением (министерством, департаментом, комитетом) сельского хозяйства. В Самарской области такой орган носит название Министерства сельского хозяйства и продовольствия
-районный уровень – отделы (управления ) сельского хозяйства (РУСХ)
-предприятия – коллективные и КФХ хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности, обслуживающие и сервисные организации.
В структуре управления АПК Министерство сельского хозяйства РФ представляет высшую ступень, руководитель предприятия низшую, первичную ступень управления.
Федеральный и региональный (субъекты Федерации) уровни представляют собой систему государственного управления АПК России. (РУСХ - муниципальный орган управления).
Основной задачей органов управления АПК является создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК, с целью более полного обеспечения населения страны отечественными продуктами питания. Воздействие на АПК осуществляется посредством прямого управления и экономического регулирования (косвенное управление), через систему законов, указов Президента и другие нормативные акты.
На федеральном уровне формируется система базовых законов, определяются стратегия аграрной реформы и ее приоритеты, разрабатываются механизмы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства, а также формируется реестр объектов федеральной собственности, находящихся в прямом государственном управлении.
Основные функции государства по управлению АПК на федеральном уровне следующие:
1.Нормотворческие - Формирование нормативно-правовой базы АПК: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства, коллегии Минсельхоза России и др.
2.Разрешительные - Предоставление хозяйствующим субъектам АПК свободы выбора организационно-правовых форм предприятий, самостоятельного распоряжения произведенной продукцией. Передача акций в трастовое (доверительное) управление. Создание бюджетных и внебюджетных фондов, субсидирование, финансовое и ресурсное обеспечение федеральных целевых программ, лицензирование, квотирование [установление к.-л. лимитов] и т.д.
3.Контрольно – запретительные - Контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растении, использования земель, экологии, охраны труда и т.д.; антимонопольные меры (цены, налоги, санкции); приостановление деятельности и др.
4.Аналитические - Отслеживание тенденций, анализ состояния, подготовка ежегодных аналитических докладов
5.Информационные - Создание информационно - аналитических центров, информационное обеспечение хозяйствующих субъектов АПК о состоянии рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; пропаганда передового опыта и достижений науки и т.д.
6.Координационные (регулирующие) - Регулирование межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, финансово-кредитные, таможенные и др. механизмы)
7.Кадровые - Создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных предприятий и организаций, аттестация работников органов управления АПК и др. (В составе Министерства сельского хозяйства РФ имеется Департамент кадровой политики и образования).
8.Научное обеспечение АПК - Организация и финансирование фундаментальных и наиболее важных прикладных исследований, стимулирование приоритетных направлений научно-технического прогресса. (Научное обеспечение АПК осуществляет Российская академия с/х наук).
9.Прямое управление объектами федеральной собственности - Назначение руководителей, доведение производственных заданий, финансирование программ, контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью
10.Участие в управлении акционерными обществами с контрольным государства или иным пакетом акций - Представительство в органах управления акционерных обществ: собраниях акционеров, советах директоров; формирование государственных холдингов и др.
Региональный аспект управления АПК предполагает, с одной стороны, осуществление государственной аграрной политики, а с другой — определение, разработка и организация приоритетных направлений развития АПК области (края), т.е. формирование региональной политики, которая должна быть направлена на максимальное использование имеющегося потенциала с целью насыщения рынка продовольствием и с/х сырьем местного производства. Структура департамента представлена отделами растениеводства, животноводства и племенного дела, механизации и электрификации , инвестиций, финансового регулирования и экономики, подготовки кадров, НТП и информационного обеспечения и т.д. Штатная численность работников областных управлений с.х. чаще всего колеблется от 70 до 100 человек. Финансируются они из областного бюджета. Состав функций органов управления АПК субъектов Федерации во многом совпадает с функциями федеральных органов управления.
Районные управления сельского хозяйства (РУСХ) должны проводить государственную и региональную аграрную политику. В составе РУСХ имеются специалисты– агрономы, зоотехники, инженеры, экономисты, маркетологи, юрист и др. (8-15 чел). Возглавляет РУСХ начальник управления, который одновременно является одним из заместителей главы районной администрации.
Во всех районах самарской области органами управления с/х на районном уровне являются РУСХ, за исключением Красноармейского района – где управление было упразднено и создан отдел при районной администрации.
Основными функциями государственного управления АПК на районном уровне являются:
- организация, и контроль за реализацией на территории района федеральных и региональных целевых программ;
- координация развития предприятий и организаций сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, агросервиса, рыночной инфраструктуры, социальной сферы;
- пропаганда и оказание практической помощи во внедрение научно-технических достижений, информационно - консультативное обслуживание товаропроизводителей;
- изучение и прогноз конъюнктуры на продукцию АПК района;
- государственное инспектирование и контроль за качеством производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции; рациональным использованием земельных угодий; проведением мероприятий по защите сельскохозяйственных растений и животных от болезней и вредителей; охраной окружающей среды; соблюдением требований и правил по охране труда и противопожарной безопасности;
- защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих, агросервисных и других предприятий АПК района в органах управления вышестоящих уровней.
В настоящее время для АПК характерна потеря управляемости. Многие функции государственного управления и регулирования необоснованно рассредоточены между различными федеральными министерствами и ведомствами (Минсельхозом, Минэкономики, Минфином, Миннауки и др.), а также органами на местах. В результате распыляются финансовые ресурсы, имеют место дублирование в вопросах управления АПК. Поэтому одной из основных проблем является совершенствование управления в АПК.