Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в АПК
Организация управления производством зависит от организационно-правовой формы предприятия. В большинстве агропромышленных организаций и объединений, за исключением хозяйственных товариществ и КФХ, необходимы специальные органы управления, порядок создания и компетенция которых определяется в уставе.
Для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом служит учредительный договор. В управлении делами полного товарищества каждый участник обычно имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрено иное.
В товариществе на вере управляют полные товарищи, а вкладчики в соответствие с законодательством не имеют такого права.
КФХ чаще всего является семейной фермой управляет производством в которой глава КФХ.
Унитарные предприятия – единственная форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества. УП могут работать на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имуществом собственника (чаще сего таковым является государство или муниципальные образования). Особенностью управления УП является то, что во главе его находится единоличный руководитель (директор), который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Никакие другие органы управления в унитарных предприятиях не создаются.
Если имущество предприятия является коллективной собственностью (коллективно-долевой или коллективно-совместной), то создается система органов управления. Так в ООО, АО и ПК высшим органом управления общее собрание его участников, правомочное решать основные вопросы деятельности, круг которых закреплен в уставе предприятия и законе об АО (ООО, ПК).
К исключительной компетенции общего собрания, как правило, относятся следующие вопросы:
• определение основных направлений предприятия;
• изменения устава и уставного капитала;
• избрание исполнительных органов управления, а так же принятие решения о досрочном прекращении их полномочий, избрание ревизионной комиссии (или утверждение аудитора); • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов предприятия, распределение его прибылей и убытков;
• принятие решений о прекращении деятельности предприятия или его реорганизации.
В ПК численность членов которого превышает 300, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.
В АО и ПК при численности членов более 50 создается наблюдательный совет (совет директоров), который подотчетен общему собранию (компетенция совета определяется в уставе). Основное предназначение наблюдательного совета контроль за деятельностью исполнительных органов власти.
Оперативное руководство предприятием осуществляет исполнительный орган, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (председатель, директор), в том числе и необязательно избранным из числа собственников предприятия (за исключением ПК). Это открывает возможность найма в предприятиях высококвалифицированного управляющего по контракту либо заключения специального договора с управляющей компанией (коммерческой организацией). Исполнительный орган организует свою работу в соответствии с Уставом предприятия и законодательством, подотчетен общему собранию (собранию уполномоченных) и наблюдательному совету.
К компетенции исполнительного органа относятся текущие вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания: осуществление различных сделок, представительство общества и пр. Численный состав исполнительного органа, срок его деятельности и компетенция отражаются в уставе.
Для контроля за финансовой документацией на предприятиях создается Ревизионная комиссия (ревизор) она не является органом управления, но оказывает значительное влияние на управление, так как выполняет одну из основных функций – контрольную. По результатам проверки органы управления принимают решения о защите интересов собственников и регулированию деятельности предприятия. Ее полномочия и порядок их осуществления определяются уставом предприятия.
Два кооператива и более вправе создать ревизионный союз который приобретает статус потребительского кооператива. Кооператив в обязательном порядке входит в один из ревизионных союзов по своему выбору. В противном случае он подлежит ликвидации по решению суда. Ревизионная проверка осуществляется каждый второй финансовый год; в кооперативах, балансовая стоимость имущества которых превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда, - каждый финансовый год.
(Результаты ревизионной проверки деятельности кооператива в семидневный срок обсуждаются на совместном заседании правления и наблюдательного совета, затем докладываются на очередном собрании кооператива. Общее собрание принимает по итогам ревизионной проверки решение о мерах по защите интересов кооператива.)
Для контроля за деятельностью исполнительных органов общества его участники
могут использовать внешний аудит. Обязательность внешнего аудита может
предусматриваться либо законом (ОАО), либо уставом самого предприятия. В соответствии с
ними требовать проведения независимой аудиторской проверки вправе как общее
собрание общества, так и определенное число его участников, обладающих
соответствующей долей в уставном капитале