Сущность организационно-распорядительных методов управления. Организационное воздействие в предприятиях АПК. Организация свойственна любой управленческой деятельности, она является средством выполнения принятых решений. Даже экономические и социально – психологические методы реализуются не сами по себе, а через организационные мероприятия, то есть в процессе организаторской работы применяются административные методы управления. Они являются средством осуществления других методов, но могут иметь и самостоятельное значение. Административные (организационно – распорядительные) методы управления – это способы и средства воздействия, основанные на использовании обязательных для исполнения предписаний и рекомендаций. Особенности административных методов: 1.Принадлежат к средствам волевого воздействия 2.Предопределяют, как правило, однозначное решение вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности. 3.Оказывают конкретное воздействие: определяют цели и задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия. 4.Имеют самостоятельное значение, однако могут служить средством осуществления других методов. 5.Акты административного воздействия характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями. (Если экономические методы в основном побуждают, то административные, как правило, заставляют.) 6.Являются наиболее сильным средством поддержания дисциплины и порядка. По содержанию различают следующие группы административных воздействий: - организационное, когда создается организационный механизм с использованием административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений.(длительный срок применения). - оперативно – распорядительное воздействие отличается краткосрочностью и применяется для регулирования отношений при выполнении оперативных задач. Формами такого воздействия являются приказы, распоряжения, указания. Виды организационного воздействия. В зависимости от жесткости и гибкости выделяют три вида организационного воздействия: организационное регламентирование, нормирование, организационное инструктирование. Организационное регламентирование – воздействие, предписывающее исполнителю действовать определенным образом. Это наиболее жесткий и менее гибкий вид воздействия, так как правила и требования здесь используемые носят юридический характер. Например, в ООО, АО, ПК, унитарном предприятии управляющая и управляемая системы регламентируются Уставом предприятия; Организация отделов, служб управленческого аппарата определяется Положением об отделах, службах и органах управления; служебное положение, обязанности, права и ответственность должностного лица определяются должностными инструкциями. Организационное нормирование – это воздействие путем разработки и доведения до исполнителя норм и нормативов (нормы выработки, оптимальные размеры бригад и ферм, нормы управляемости, нормативные сроки, нормативные затраты и т.д.). Нормирование является боле гибкой формой воздействия, поскольку нормы, как правило, учитывают конкретные условия и служат мерой желаемого состояния объекта. Этим накладывается отпечаток на организацию контроля. Проверяется не только сам факт выполнения, но и количественное отклонение от норматива. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда, как правило, доводятся в форме заданий. Каждый работник знает, что труд его будет объективно оценен, так как имеется общая для находящихся в равных условиях основа сравнения. Это побуждает и заставляет человека лучше трудиться. Организационно – методическое инструктирование – воздействие на исполнителя с помощью инструкций, указаний и рекомендаций. По силе и характеру действия оно делится на регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому, но по определенной методике, разрабатывать решения или производить действия. Инструкции вносят систему и порядок в работу, повышают чувство ответственности и позволяют работать более ритмично, экономя управленческий труд. Чем качественнее решены вопросы организационного воздействия, тем меньше объем оперативно – распорядительной работы.
|