Служебный этикет и формирование имиджа руководителя.
Служебный этикет – это свод правил общения работников в условиях производства.
Основные правила служебного этикета:
1.Научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливы и вежливы. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
2.Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
3.Обращение к подчиненным на «Вы» - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.
4.Будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручение в форме «прошу», чем «приказываю».
5.Будьте внимательны к подчиненным, замечайте их успехи в работе и поощряйте. Простое «спасибо», сказанное вовремя, может оказаться большим стимулом, чем премия. Наказывая, будьте справедливы и тактичны. Подавляющее большинство людей предпочитают, чтобы их успехи в работе были оценены руководителем в присутствии членов коллектива, а отрицательную оценку получить с глазу на глаз.
6.Цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг. Не злоупотребляйте правом единоначалия.
7.Будьте доброжелательны к участникам совещаний, побуждайте в них активность и не отвергайте их предложений только потому, что не согласны с ними.
8.Доверяйте подчиненным, демонстрируйте веру в их силы и способности.
9.Умело и осторожно пользуйтесь критикой как средством воздействия на людей. Не преследуйте за конструктивную критику снизу. Будьте самокритичны – это укрепит ваш авторитет.
10.Следите за культурой речи.
Конечно, приведенные правила служебного этикета не охватывают все аспекты морально-нравственных проблем, сопровождающих отношения «руководитель - подчиненные». Каждый должен сам для себя разрабатывать кодекс правил служебных отношений и повышать культуру общения.
Правильный выбор модели поведения носит название «имидж».
Термин «имидж» пришел в управление из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившееся представление (образ) о человеке (личности), организации, товаре.
Специалисты по имиджированию выделяют три составляющих имиджа руководителя:
1.личное обаяние – способствует успеху профессиональной деятельности
2.нравственные характеристики – коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие (способность воздействовать словом)
3.технику самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт.
Искусство и техника создания образа заключается в том, чтобы познать себя, понять что является привлекательным для других, привести свой образ в соответствие этому критерию.