Кадры управления. Основные требования предъявляемые к ним в условиях рынка Кадры управления являются наиболее активным элементом системы управления: они вырабатывают цель, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и достижение поставленной цели. К кадрам управления относятся все работники, занятые в системе управления, для которых функция управления является профессиональной. Синонимами понятия «кадры управления» могут быть «административно-управленческий персонал», «штатный состав системы управления» и т.д.(аппарат управления, служащие). В зависимости от выполняемых функций управленческий персонал разделяется на три категории: - руководители - специалисты - проч. специалисты (технические исполнители) Руководители возглавляют коллективы, направляют и координируют их работу, контролируют результаты их деятельности. Руководители могут быть линейными и функциональными. Линейные руководители действуют на основе единоначалия и ответственны за состояние и развитие организации или ее части: объединения, предприятия, цеха, участка, бригады. В агропромышленном производстве к линейным руководителям относят директора или председателя предприятия, начальников отделений и участков, бригадиров и их заместителей. Функциональные руководители возглавляют подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение, планирование и т.д.). К ним относят главных специалистов предприятия и их заместителей. Специалисты решают конкретные производственные и управленческие задачи. Их функцией является квалифицированная разработка конкретных вопросов и обеспечение руководителей необходимыми для принятия решений информацией, расчетами и другими материалами, без которых невозможно компетентное руководство современным производством. Специалистами считаются инженеры, агрономы, зоотехники, юристы и т.д. Технические исполнители занимаются сбором, обработкой, передачей информации, отвечают за обслуживание аппарата управления. Это секретари, машинистки, лаборанты, экспедиторы и др. В управленческой иерархии руководителей и специалистов принято делить на три звена (в зависимости от уровня управления): высшее звено(директор и его заместители), среднее(Главные специалисты, начальники структурных и функциональных подразделений) и первичное или низовое. Все работники подразделяются по должностям. Должность предопределяет границы компетенции работников, т.е. круг его обязанностей, прав и ответственности. Наименование должности работника должно отражать характер выполняемой работы независимо от специфики предприятия, в котором он работает. В современных условиях работа в должности руководителя превращается в особую профессию, требующую определенных знаний и соответствующей подготовки. Основные требования к руководителю: 1.Компетентность. Компетентность означает не столько всеобъемлющие знания, что практически невозможно, сколько умение использовать знания своих коллег и подчиненных 2.Организаторские способности заключаются в умение объединять людей на решение тех или задач. 3.Контактность, коммуникабельность, т.е. умение расположить к себе людей. 4.Умение оценить достоинства подчиненных и определить их обязанности в соответствии со способностями и возможностями. 5.Способность организовать контроль и проверку исполнения принятых решений. 6.Умение решать проблемы комплексно, выбирая наиболее действенные формы воздействия на подчиненных. 7.Умение мыслить перспективно. 8.Проявлять заботы о подчиненных. Конечно, это лишь основные требованья, предъявляемые к руководителям и специалистам, перечень которых может быть расширен.
|