7. Кадровая стратегия и ее составляющие 

Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются долгосрочные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого огра­ниченные ресурсы.

На практике стратегия представляет собой систему управленчес­ких и организационных решений, направленных на реализацию мис­сии, целей и задач предприятия или связанных с ее развитием или преоб­разованием.

Обычно предприятие имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них — генеральная стратегия, отражаю­щая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, напри­мер, стратегия банкротства. Основными рабочими стратегия­ми являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным стратегиям относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, финансовая стратегия, кадровая стратегия (стратегия УП) и проч.

 

Генеральные стратегии подразделяются на две группы:

1.страте­гии функционирования

2. стратегии развития.

  • Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. Можно выделить три их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации и фокусирования.
  • Стратегии развития направлены на использование потенциала предприятия и его конкурентных преимуществ. В настоящее время принято говорить о четырех видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной.

Функциональные стратегии, в том числе кадровые, для каждой из групп стратегий различны. В табл. представлены основные составляющие кадровой стратегии организации, в зависимости от выбранной формы генеральной стратегии.

 

Основные формы кадровых стратегий 

 

Генеральная стратегия

Кадровая стратегия 

  1. 1.      Стратегии функционирования

1.1. Лидерство в низких издержках ориентирует организацию  на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующихся в результате максимизации объемов продаж стандартных товаров по­вседневного спроса и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

 

Привлечение и закрепле­ние работников массовых профессий средней квалификации (нет необходимости привлекать научные кадры, обладающие высоким уровнем творческого потенциала). Ме­неджеры предпочтительнее административного склада.

1.2. Стратегия дифференциации. Органи­зация концентрирует свои усилия в нескольких приоритетных направлениях, где пытается достичь превосходства над другими.

Привлечение персонала узкой специали­зации и максимально высокой квалификации: научных работни­ков, исследователей, разработчиков. Менеджерам необходимы лидерские задатки и предпринимательская жилка.

1.3. Стратегия фокусирования: выбор фир­мой того или иного из сегмента рынка и реализацию на нем одной из двух предыдущих стратегий.

Соответствует одной из описан­ных выше, но требуются работники более узкой специализации, особенно в случае следования стратегии дифферен­циации.

  1. 2.      Стратегии развития

2.1. Стратегия роста присуща организациям с постоянно высокими темпами увеличения масштабов деятельности, измеряемыми десятками процентов в год (молодые организации, либо те, кто находится на “острие” НТП). Организация стремится к лидирующим позициям за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производст­ва, постоянных нововведений.

 

Привлечение персонала особо высокой квалификации, с творческими и предпринимательскими задатками. Создание эффективной системы мотивации; формирование благоприят­ного морально-психологического климата, способствующего твор­честву; постоянное повышение квалификации; обеспечение возмож­ностей служебного и научного роста.

2.2. Стратегия умеренного роста присуща организациям с темпами роста объемов производства не­сколько процентов в год (традиционные сферы, например, в автомобилестроении, с/х машиностроение и др. отрасли I сферы АПК, где нет необходимости в быстром росте т.к. спрос на продукцию ограничен).

Привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Большее значение имеют процессы внутреннего перемещения кадров, и их переподготовки, усиления социальных гарантий, организации ухода на пенсию (так как в структуре коллектива значительное место занимают лица предпенсионного возраста).

2.3. Стратегия сокращения масштабов дея­тельности осуществляется в периоды перестрой­ки деятельности предприятия, когда нужно произвести ее «сана­цию», избавиться от всего устаревшего.

Организация массовых увольнений и помощь в трудоу­стройстве, стимулирование досрочного выхода на пенсию, сохране­нии наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим на­правлениям работы предприятия, переподготовка работников.

2.4. Комбинированная стратегия включает в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегмен­ты организации развиваются быстро, другие - умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности.

Содержит элементы трех предыдущих стратегий.

 

Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадро­вое планирование, текущая кадровая работа, мероприятия по развитию персонала, ре­шению социальных проблем, вознаграждение и мотивация. В резуль­тате применения этих инструментов изменяется поведение сотруд­ников, повышается эффективность их работы.

Сделать бесплатный сайт с uCoz