9. Маркетинг персонала
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
Главная задача маркетинга персонала - владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории “производственного” маркетинга.
Маркетинг персонала является:
- направлением стратегического и оперативного планирования персонала
- создает информационную базу для работы с персоналом (информационная функция)
- направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка) – коммуникационная функция
Информационная функция маркетинга персонала
Маркетинговая информационная система в управлении персоналом представляет собой систему сведений, позволяющую анализировать, планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия.
Информационная функция включает в себя:
1) изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам
2) исследование внешней и внутренней среды организации
3) исследование рынка труда
4) изучение имиджа организации как работодателя.
Коммуникационная функция маркетинга персонала
Целью коммуникационной функции маркетинга персонала является установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а так же представление преимуществ организации как работодателя.
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда, т.е. разделение спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы (целевые группы) отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости налаживание контактов как с внешними так и с внутренними источниками покрытия потребности в персонале.
очень важно, что бы у работников должен складываться позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации.
Осуществление маркетинга персонала требует специальных знаний сотрудников служб УП. В крупных организациях обычно имеется отдел маркетинга персонала, либо сотрудник службы УП, выполняющий функцию маркетинга. В мелких и средних организациях, отдельные функции маркетинга персонала выполняют руководители производственных и функциональных подразделений (например, осуществление внутриорганизационных связей) и работники службы УП, а маркетинговые исследования выполняют специализированные сторонние организации.