10. Комплектование и набор персонала

Практически любая организация постоянно испытывает потреб­ность в персонале, которая вызвана количественными и качественными изменениями в производстве. Потребность в кадрах может удовлетворяться за счет их набора или резерва работников созданного для занятия вакантных долж­ностей

Набор кадров – это привлечение персонала на работу  в организации. Он предполагает следующие мероприятия:

1) анализ потребности в кадрах

2) формулирование требований к должности (рабочему месту) для точного определения того, кто нужен организации, а также определение сроков и условий набора

3) определение основных источников поступления кандидатов

4) выбор методов оценки и отбора кадров

После проведения подготовительной работы (п. 1-2) начинается поиск и выявление кандидатов с учетом требований к ним, величины необходимых затрат и сложившейся ситуации на рынке труда.

К активным методам набора персонала прибегают, когда спрос на рабочую силу, превы­шает ее предложение. В противном случае используют пассивные методы набора персонала.

К активным методам относится вербовка персо­нала — налаживание предприятием контактов с теми, кто представ­ляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству.

Вербовка сотрудников происходит:

1) в учебных заведениях

2) через службы занятости (биржи труда)

3) используются услуги консультантов по персоналу, посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда)

4) вербовка персонала может осуществляться через своих сотрудников, например, кандидаты из семейного круга сотрудников, знакомые сотрудников, работающие в других организациях (это сравнительно дешево, дает дополнительные гарантии качества и совместимости, но нет возможности охватить значительное число потенциальных кандидатов);

5) заключение лизинговых соглашений с другими работодателями на предоставление кадровых ресурсов на определенных условиях

6) путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий

К пассивным путям покрытия  потребности в персонале относят:

1) сообщение о своих вакантных местах через рекламные объявления на специальных стендах и щитах, объявления в средствах массовой информации, специальных изданиях, Интернете и др.

2) Пассивным методом набора кадров является и ожидание претендентов после проведения рекламной компании, а также случайных претендентов, самостоятельно обращающихся по поводу работы. Случайные претенденты - это резерв, которым нельзя пренеб­регать, они ведут осознанный поиск работы, имеют некоторое представление о деятельности Вашей организации и вероятно, что у них есть “внушенное” чувство лояльности к ней. В организациях,  как правило, создается банк данных о таких кандидатах.

Сделать бесплатный сайт с uCoz