13. Формирование первичных трудовых коллективов
Коллектив – это группа людей, обладающая определенными личностными чертами и особенностями, целями, средствами их достижения, механизмами осуществления внутренних и внешних контактов поддержания сплоченности.
На предприятиях выделяют:
- производственный коллектив – объединение работников на уровне предприятия
- первичный трудовой коллектив – часть производственного коллектива в масштабе бригады, фермы, цеха, звена, смены и других подразделений.
Для того чтобы коллектив был способен выполнять стоящие перед ним задачи, при его формировании необходимо учитывать следующие условия:
1). Размер первичного коллектива должен быть не более 25-30 человек, что согласуется с нормой управляемости руководителей низшего уровня. Кроме того, в таком коллективе человек чувствует себя комфортно, в то время как в больших коллективах люди испытывают скованность и стараются не привлекать к себе внимание.
Рекомендуется разбивать коллективы на звенья по 5-11 человек, такие коллективы принимают наиболее точные решения.
2). Структура коллектива. Рекомендуется создавать коллективы со смешанной возрастной структурой, в идеале это: 40% работников в возрасте до 30 лет, 40 % - в возрасте от 31 до 55 лет и 20% в возрасте старше 55 лет. Сочетание в коллективе людей разного возраста, стажа и профессионального мастерства позволяет лучше организовать передачу опыта и вносить новшества.
3) Психологическая совместимость личностей коллектива. Люди обладают различными темпераментами, характерами, способностями и их несоответствие приводит к ухудшению социально-психологического климата в коллективе и повышенной конфликтности, а следовательно, снижению производительности труда.
Деятельность работников не укладывается полностью в рамки официально утвержденных структур, процедур, должностей и взаимоотношений. Общность интересов, целей, взаимная симпатия и другие человеческие отношения служат той почвой на которой внутри коллектива возникают неформальные группы. Обычно такие группы состоят из 2-3 человек, редко достигая 7-8. Члены неформальной группы стремятся к тесным личным контактам не только на производстве, но и в нерабочее время, сохраняя психологический барьер по отношению к другим лицам. Обычно такую группу возглавляет неформальный лидер.
Официальный руководитель должен иметь представление о неформальной структуре коллектива, чтобы через систему неформальных отношений влиять на работников. Между лидером и официальным руководителем могут возникнуть отношения либо сотрудничества, либо противоборства, антипатии. В первом случае лидер помогает своей деятельностью руководителю, компенсируя недостатки в его работе. Во втором случае при неумелом руководстве фактическое управление может перейти к лидеру. Оптимальным следует считать положение, когда официальный руководитель является и лидером коллектива.
При формировании первичных трудовых коллективов, определении путей и направлений их социального развития руководитель должен знать, что коллектив – это динамичная организация, развитие которой происходит эволюционно, в три стадии.
1) На стадии ориентации люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель изучает подчиненных, расставляет с учетом опыта, личных особенностей, подготовленности и пожеланий, информирует их о делах, целях и условиях работы.
2) На стадии дифференциации происходит образование групп работников в соответствии с их интересами, отношением к работе и др. Наиболее активные образуют актив коллектива, появляются группы добросовестных исполнителей и пассива. С созданием актива меняется организаторская тактика руководителя, он стремится как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива и передает некоторые функции управления активу, например, контроль за исполнением распоряжений.
3) Если на первых двух стадиях организатором формирования коллектива выступал в основном руководитель, то на третьей стадии, стадии интеграции, эту роль берет на себя коллектив. Формируется коллективное мышление о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества, т.е. формируется общность работников как единого социального организма. Руководитель в таком коллективе сохраняет за собой роль тактичного регулятора групповых процессов.