15. Адаптация персонала
Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях труда.
Выделяют следующие виды адаптации: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационно-административную, экономическую, санитарно-гигиеническую.
1) Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности.
Профессиональная адаптация начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. (Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более предпочтительным.)
2) Психофизиологическая адаптация к условиям труда (физические и психологические нагрузки, ритм труда, монотонность, шум, вибрация и т.д.), режиму работы и отдыха и прочим в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций.
3) Социально-психологическая адаптация, может быть связана с немалыми трудностями, т.к. представляет собой включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами. Это принятие новичком групповых норм поведения, идентификация себя либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.
4) Организационно-административная адаптация – это знакомство с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в организационной структуре. У сотрудника должно сложиться понимание собственной роли в общем производственном процессе.
5) Экономическая адаптация – ознакомление с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, приспособление к новым условиям оплаты труда и др. видам материального стимулирования.
6) Санитарно-гигиеническая адаптация - работник привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу, придерживаться гигиенических и санитарных норм, соблюдать технику безопасности и т.п.
В зависимости от опыта работника выделяют два направления адаптации:
- первичная - приспособление работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, выпускников учебных заведений);
- вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).
При первичной адаптации работникам необходимо уделять повышенное внимание.
Вопросами адаптации в организации занимаются работники службы управления персоналом, линейные руководители и коллеги по работе. Процесс адаптации начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор по кадрам проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем провожает его на рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, знакомит с коллективом, коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у него возникают, его успехами, и систематически оценивает его работу.