16.Система обучения персонала

Обучение персоналаэто целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.

Различают три вида обучения:

1. Профессиональная подготовка.

2. Повышение квалификации.

3. Переподготовка кадров.

1) Профессиональная подготовка осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.

- Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах и лицеях. Продолжительность обучения в ПТУ составляет 2-3г. и предусматривает, наряду с профессиональным, получение полного общего образования в объеме 10-11 классов.

- Средняя профессиональная подготовка ориентирована на обучение специалистов и руководителей среднего звена (техников, механиков, бухгалтеров, экономистов и др.). Продолжительность подготовки составляет от 2 до 5 лет в зависимости от базового общего образования (9 или 11 классов). Среднее профессиональное образование учащиеся получают в техникумах и колледжах.

- Высшее профессиональное образование предусматривает подготовку бакалавров и специалистов, магистров (с общей продолжительностью обучения от 4 до 6 лет или после неполного высшего образования - от 2 до 3 лет).

Высшее профессиональное образование студенты получают в университетах, академиях и институтах.

Профессиональная подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности.

2) Повышение квалификации – это обучение после получения работниками основного образования. Повышение квалификации направлено на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных знаний, приведение их в соответствие с современными требованиями производства. Оно необходимо в связи с тем, что если человек не занимается самообразованием и не повышает свой уровень квалификации, полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет.

Повышение квалификации может осуществляться как в учебных заведениях и специальных центрах, так и в пределах организации; оно может быть специально организовано для персонала предприятия, а может иметь неорганизованную форму (самообразование).

 

Повышение квалификации в является достаточно популярным видом обучения, т.к. оно:

1. дешевле, чем профессиональная подготовка

2. меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала. (Сроки наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства от трех дней до двух недель.)                                  

3. осуществляется целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей, например, для специалистов и руководителей - "Менеджмент", "Маркетинг", "Ценные бумаги", "Качество" и т.д.

Для руководителей и специалистов повышение профессионального мастерства рассматривается в качестве прямой служебной обязанности и предусматривает следующие формы обучения:

-          систематическое самостоятельное обучение по индивидуальному плану

-          участие в семинарах и конференциях

-          периодическое обучение по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации

-          стажировка на предприятиях, в научных организациях и учебных заведениях

-          обучение в целевой аспирантуре, докторантуре

3) Переподготовка кадров предусматривает получение второй специальности для служащих или второй рабочей профессии для рабочих. Необходимость переподготов­ки связана с освоением новых техноло­гических процессов и совмещением профессии, где нет полной загрузки рабочего мес­та. Срок обучения с 2 мес. до 2 лет.

 

Обучение персонала организации требует значительных финансовых средств (крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы.) Эти средства рассматриваются как инвестиции, которые в будущем принесут прибыль. Эффективность вложений в обучение оце­нивается таким же образом, как эффективность любого другого инвестиционного проекта.

Сделать бесплатный сайт с uCoz