17. Методы обучения и их выбор
Обучение персонала может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места исходя из этого все методы обучения принято подразделять на 2 группы:
1) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы или обучение на рабочем месте, которое характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в формах: наставничество, делегирование полномочий, использование учебных методик, инструкций и т.п. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников,
2) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей) – предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Такое обучение , как правило, проводится внешними учебными структурами и вне стен организации в форме лекций деловых и ролевых игр, разбора учебных ситуаций, моделирования производственных процессов, тренингов, кружков качества и т.д.
Данные группы методов обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Преимущества и недостатки методов обучения
Условные обозначения: + преимущества; - недостатки
Обучение на рабочем месте | Обучение вне рабочего места |
+ Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации.
| - Вряд ли точно соответствует потребностям организации - Доступность и частота обычно установлены внешней организацией |
- Участники встречаются только с работниками этой же организации
| +Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций. |
+/- Участники могут быть отозваны с учебы, в связи с производственной необходимостью решать возникшие на работе проблемы | +/- участники не могут быть отозваны с учебы для решения возникших на работе проблемы. |
+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ. | + Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации. |
+ Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии.
| + Может быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении. + Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен только вне стен организации. |
- Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя. | + В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы. |
+ Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой | - Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы. |
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.