30. Вопросы оплаты труда и государственное регулирование
Государственное регулирование в области заработной платы осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов. При этом используются как прямые, так и косвенные способы.
Прямое регулирование – это нормативное централизованное определение показателей, обязательных для всех предприятий, организаций и учреждений народного хозяйства. К ним относятся размеры минимальной заработной платы, пенсий стипендий, тарифные разряды для работников бюджетной сферы, ставки прямых отчислений от заработной платы в пенсионный, социальный и медицинский фонды, ставки подоходного налога.
Косвенное регулирование осуществляется путем выпуска государственных рекомендаций о применении тарифных ставок и должностных окладов, использовании прогрессивных систем оплаты труда, унификации профессий рабочих и должностей служащих, нормативов времени, выработки, обслуживания и управляемости по видам работ. Государственное регулирование оплаты труда в России осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.
Минимальный размер оплата труда — это норматив, определяющий минимально допустимый размер выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. Размер определяется исходя из минимального прожиточного минимума с учетом реальных условий.
Уровень МРОТ с 1.09.07.- 2300 руб., с 1.01.09. – 4330 руб.
В отраслях бюджетной сферы оплата труда работников осуществляется по Единой тарифной сетке, включающий 18 разрядов, тарифная ставка 1 разряда определяется государством. С 01.12.08 г. бюджетные организации перешли с ЕТС на новую систему оплаты труда , основанную на профессионально-квалификационном делении работ.
Хозрасчетные организации используют бюджетную систему оплаты труда в качестве ориентиров. Конкретные тарифные ставки ЕТС в более высоких размерах устанавливаются предприятиями в коллективных договорах за счет зарабатываемых ими средств на оплату труда. С учетом конкретных условий в них могут быть установлены иные тарифные коэффициенты.
В странах со сложившейся рыночной экономикой регулирование оплаты труда осуществляется, как правило, с помощью договоров и соглашений.
Соглашение — это нормативный акт, который включает обязательства по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников по определенной профессии, отрасли, территории.
Общенациональные соглашения — регулируют минимальные размеры заработной платы, определяют порядок ее индексации, обязательный для предприятий и организаций всех форм собственности. Получили распространение в скандинавских странах, Японии и др. При этом в США, Франции, Испании, например, устанавливается единый минимум заработной платы, а в Италии, ФРГ, Англии — отраслевые уровни минимальной заработной платы.
Отраслевые (тарифные) соглашения — учитывают конкретные условия производства в отрасли, выполняют не только социальную, но и стимулирующую роль. Заключаются один раз в 3—4 года, а рост заработной платы увязывается с ростом производительности труда. Такая практика существует в США, Канаде, Италии, ФРГ, Японии. Могут изменяться величина используемой в данной отрасли тарифной ставки и межразрядные коэффициенты.
Коллективный договор — это локальный нормативный акт, который регулирует трудовые и социально-экономические отношения между работодателем и нанятыми им работниками. Заключаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.
В коллективных договорах закрепляются основные положения:
— периодичность пересмотра ставок и окладов, форм и систем оплаты труда, а также средней заработной платы (на основе реализации конкретных мероприятий по повышению эффективности труда);
— порядок применения и размеры надбавок, доплат, в том числе компенсационных выплат, премий и других вознаграждений;
— вопросы нормирования и интенсификации труда, тарификации работ и работников;
— порядок оценки трудового вклада работников.
Таким образом, коллективные соглашения должны стать основным инструментом регулирования оплаты труда на всех уровнях.