- 32. Понятие, виды и методы оценки персоналав процессе трудовой деятельности
Оценка деятельности персонала - процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации целей организации.
В процессе оценки деятельности персонала анализируется то, как работники выполняют порученную работу, в какой степени их рабочее поведение и рабочие показатели отвечают требованиям организации и руководства. То есть определяется соответствие работника занимаемому рабочему месту (должности) и эффективность выполнения возложенных на него обязанностей.
Проведение периодической оценки деятельности персонала организации:
1) способствует повышению трудовой дисциплины и производительности труда
2) стимулирует профессиональный рост сотрудников, заставляет с большей ответственностью относиться к повышению своей квалификации
3) позволяет планировать профессиональное развитие и карьеру, выявлять сильные и слабые профессиональные качества
4) способствует обоснованному принятию решений о вознаграждении, продвижении, увольнении сотрудников.
Выделяют три вида оценки работающего персонала:
- Оценка потенциала работника устанавливает соответствие характеристик работника нормативной модели рабочего места, является основой для планирования служебной карьеры.
- Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного работника, его конкретный вклад в конечные результаты.
- Аттестация кадров - является своеобразной комплексной оценкой, учитывающий потенциал и индивидуальный вклад работника, определяется степень соответствия сотрудника требованиям должности.
Методы оценки подразделяются на:
- традиционные которые сосредоточены на отдельном работнике вне организационного контекста и основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих.
- нетрадиционные методы, основанные на том, что сотрудники оцениваются в рамках группового взаимодействия, где в результате имитации конкретной деятельности они могут полностью раскрыть себя и свои способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также степень развития и освоения сотрудником новых навыков.
Наиболее распространенными методами являются:
1) Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника.
2) Метод анкет и сравнительных анкет:
- в простейшей форме основывается на наборе вопросов и описаний, когда оценивающий, ставит галочку против каждой характеристики или оставляет пустое место.
- в усложненном варианте оценка каждой позиции происходит по шкале от «отлично» до «плохо», а общей оценкой результативности становится сумма оценок.
3) Описательный метод предполагает последовательную обстоятельную характеристику достоинств и недостатков работника по отобранным критериям.
4) Метод решающей ситуации - основывается на описаниях «правильного» и «неправильного» поведения работников в определенных ситуациях. Поведение оцениваемого работника сопоставляется с образцовым поведением в данной ситуации.
5) Ранжирование (упорядочения рангов) - сравнение оцениваемых между собой работников по выбранному критерию и расположение их в порядке убывания (возрастания) рангов (мест) в группе.
6) Метод управления по целям – оценивается достижение установленных перед работником целей (например, увеличить объем продаж по сравнению с предыдущим годом на 10%). При этом могут измеряться результаты и эффективность труда сотрудника, устанавливаться вклад работника в достижение целей организации.
9) др. методы
Оценка персонала различных категорий проводится по ряду показателей характеризующих результаты деятельности и проявляемые сотрудником качества, причем:
- результативность труда руководителей, как правило, оценивается итогами производственно - хозяйственной и иной деятельности организации или подразделения (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и др.), а так же через социально-экономические показатели условий труда подчиненных (например, мотивированность персонала)- результат труда специалистов определяется, исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ним должностных обязанностей, т.е. степени выполнения должностной инструкции.