Основные принципы сертификации.
Сертификация в России осуществляется на следующих принципах:
• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
• объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
• профессиональность испытаний;
• исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
• право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификация, его производства и потребления;
• использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ
потребителей.
На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции. Если учесть, что номенклатура потенциально опасной продукции, т.е. подлежащей обязательной сертификации, по данным Госстандарта РФ, составляет около 90%, то можно сказать, что дальнейшее расширение сертификационной деятельности — также одна из актуальных задач.
На выполнение указанных выше целей и соблюдение принципов направлены правила и порядок сертификации, утвержденные Госстандартом РФ.
При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:
- наличие законодательной основы сертификации (Законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и др.);
- гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с действующими международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;
- компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;
- добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;
- открытость системы сертификации для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее требования;
- информирование всех участников сертификации – изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации испытательных лабораторий и других заинтересованных субъектов о правилах и результатах сертификации при сохранении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.